ОПТИМИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИИ К НАДЕЖНОСТИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ОПТИМАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЕГО ОПЫТНОЙ ОТРАБОТКИ § 6.1. ПОСТАНОВКИ ЗАДАЧ ОПТИМИЗАЦИИ
Рассмотренные в предыдущей главе методы расчета надежности по результатам испытаний предполагают, что известны требуемые значения соответствующих показателей. Для нормирования, т. е. назначения требований к надежности ЛА, целесообразно использовать зависимости между стоимостью С создания и эксплуатации системы ЛА, критерием эффективности использования системы W, а также временем Т, необходимым на ее создание.
В соответствии с введенной в § 4.1 иерархической структурой (рис. 4.1) для оптимизации требований к надежности ЛА, отно-> сящегося ко второму уровню, необходимо рассмотреть показатели С, W, Т для более высокого, первого, уровня. Если речь идет об оп — тигчизации требований к надежности основных элементов ЛА, т. е. изделий третьего уровня, то показатели С, W, Т, с учетом которых решают эту задачу, должны рассматривать применительно к объекту второго иерархического уровня, т. е. к ЛА.
По мере снижения уровня изделия, для которого проводят нормирование надежности, все большее значение при решении задачи имеют зависимости, характеризующие процесс отработки, принятые статистические планы и режимы испытаний. Другими словами, чем ниже уровень изделия, тем подробнее нужно описывать процесс обеспечения его надежности, и чем выше иерархический уровень, тем укрупненнее должны быть представлены эти связи.
Поскольку для решения задач нормирования надежности используют модели процесса отработки изделия, то можно решать, совместные задачи оптимизации требований к показателям надежности, составления оптимальных планов опытной отработки и оптимального распределения средств между этапами испытаний ЛА. Это позволяет разработать единый план создания комплекса ЛА и программу обеспечения его надежности.
В ходе опытной отработки основных элементов и изделия в целом возникают также задачи корректировки планов и принятия решений об окончании этапов наземной и летной отработки. Эти вопросы изложены в работе [51] (см. стр. 477—492).
Названные выше задачи, естественно, различаются как постановками, так и методами решения, однако все они связаны общей информацией о процессах создания и эксплуатации, в ходе которых существенно изменяется надежность ЛА, а также производятся большие затраты средств и времени.
Рассмотрим постановки основных задач, решение которых позволяет оптимизировать требуемые показатели надежности, а также планы разработки ЛА.
Задача оптимизации требований к надежности изделия может быть сформулирована следующим образом: найти такую требуемую надежность изделия, при которой может быть создана в ограниченные сроки система ЛА с характеристиками, обеспечивающими заданную эффективность, при минимальных затратах на ее разработку, производство и эксплуатацию в течение фиксированного числа лет.
В этой задаче сталкиваемся с проблемой* поставленной в § 5.1. Речь идет о том, что — надежность ЛА в процесе его создания и эксплуатации существено изменяется (рис. 5.1), поэтому нужно точно установить, к какой именно надежности изделия хотим оптимизировать требования. Связывая изменение надежности ЛА, находящегося в эксплуатации, с продолжительностью эксплуатации 1э> можно определить оптимальное требуемое значение Рэ (/э) надежности ЛА для любого момента его применения (одно из возможных значений t э составляет планируемый гарантийный срок эксплуатации 7>). Далее будем считать, что t3, — T г , хотя с таким же успехом можно было бы оптимизировать требуемое значение средней надежности ЛА за плановый период эксплуатации.
В качестве целевой функции в задаче используются средние удельные затраты С на создание и эксплуатацию в течение Тг лет системы ЛА, отнесенные к одному изделию, т. е. функция С (4.30), полученная в § 4.4. Функции ограничений могут быть представлены теми или иными критериями эффективности W применения ЛА, которые были получены в § 4.5 [см. (4.35) -4- (4.39)], а также зависимостями времени Т, необходимого на создание системы с определенными характеристиками.
Таким образом, задача оптимизации требований к надежности ЛА может быть представлена в следующей форме:
С(РЭ, Т, Wэ)= min;
1^э (С, Т, Рв)>МГэ. тр-,
Т(С, Wэ, Яэ)<7.гр,
где Wэ, Wэ. тр — функция и требуемое значение критерия эффективности системы после эксплуатации в течение Гг лет; Гтр — требуемое значение времени, отводимого на создание системы ЛА.
Задача (6.1) —достаточно общая, так как в ней только указывается на зависимость целевой функции от оптимизируемого пава метра Р э и функций ограничений U-/э, Г. Действительно, такая
зависимость существует, так как с ростом надежности и эффективности, а также с уменьшением времени, отводимого на создание нового образца, растут затраты на разработку, но уменьшаются расходы на производство и эксплуатацию. Это связано с тем, что при увеличении Рэ и W э для решения фиксированных задач требуется меньшее число ЛА. Более полная постановка и решение этой задачи будут рассмотрены в § 6.2.
Задачу оптимизации требований, предъявляемых к надежности основных элементов ЛА, можно сформулировать следующим образом: определить такие значения требуемых уровней надежности основных элементов изделия, при которых в ограниченные сроки при минимальных затратах можно создать и эксплуатировать ЛА с надежностью в условиях эксплуатации не менее требуемой.
В такой задаче целевой функцией может быть зависимость средних удельных затрат С’ла на разработку, производство и эксплуатацию ЛА в течение Тг лет, которая по аналогии с выражением
(4.2) может быть записана в виде
CnK=CuklN 4-С2іла-Ь Сзіла-
Первые две составляющие этой функции определяют выражениями (4.15) и (4.27), а величину Сзіла— формулой (4.5).
Величину бТлА можно представить как сумму соответствующих средних удельных затрат Сі на разработку, создание и эксплуатацию t-ro основного элемента (і=і, 2, …, k) в течение Гг лет, т. е.
(6.3)
Важно отметить, что полученные в § 4.4 выражения определяли те или иные затраты на разработку и производство изделия в зависимости от его основных характеристик (например, стартовой массы ЛА, параметров рассеивания и т. д.). При решении же задачи оптимизации требований к надежности Рэ і основных элементов ЛА в условиях эксплуатации необходимо связать величины затрат Сі с оптимизируемыми параметрами Рэг и требуемым для их создания временем Т{, т. е. получить зависимости
С|(ЯЭ|, Т{).
Заметим, что исключение из целевой функции средств, которые необходимы для создания всех остальных составных частей комплекса (системы), делает критерий, по которому оптимизируют требуемую надежность основных элементов, более чувствительным к изменениям этих параметров. В функцию ограничений вместо критерия эффективности комплекса вводят надежность изделия Рэ, которая непосредственно связана с уровнями надежности основных элементов Рэи например, известной зависимостью
С учетом этого задачу оптимизации требований, предъявляемых к надежности основных элементов ЛА, можно представить в следующей форме:
к _
Спа =2 С{{РЭ1, Ti)=min;
г-і
ПРэг^Г^Рэ. тр. (6’6)
г-і
Тпк{Рэ1, Си ГлА. тр,
где Яэ. тр — требуемая надежность Л А после Гг лет эксплуатации; Гла, ГлА. тр —функция и требуемое значение затрат времени на разработку и производство ЛА.
Рассмотрим постановку задачи оптимизации требуемых показателей надежности Рщ и Pi /-го основного элемента на наиболее важных этапах его создания, а именно после окончания легной отработки и в процессе серийного производства. Выделение этих двух моментов (сечений) в процессе. создания ЛА связано с тем, что достигнутая после опытной отработки величина Рщ является одним из основных показателен, по которым принимается решение о начале серийного производства; значения Рг надежности основных элементов ЛА в ходе отлаженного серийного производства являются важнейшими обобщенными характеристиками качества выпускаемой продукции.
Задачу оптимизации показателей надежности можно сформулировать следующим образом: определить для г’-го основного элемента ЛА такие значения требуемой надежности после летной отработки Рлі И В процессе серийного производства Pi, при которых обеспечивается надежность этого элемента в эксплуатации Рзі не менее заданной и минимальны затраты Сі на его создание и эксплуатацию в течение Ту лет при условии, что продолжительность Ті создания требуемого числа N элементов не превысит заданного срока Т і Тр,
В общем виде эту задачу можно представить в следующей форме:
Ci(P„h PL, Рэи Г()=тіп; Рзі(Рмг Ріг Сі, Tt)>PatTf; ТЛРЛІ, Рі, Рэи Сг)<Ггтр.
В соответствии с полученными в результате решения задачи (6.7) значениями надежностей Рц г тр основных элементов в услови-
к
ях летных испытаний или требуемой надежности ЛА ^,.тР=П^ тр>
г-і
можно оптимизировать требуемые значения надежности Ра г-го
основного элемента в условиях НАИ и надежность Ркп tj-й группы основных элементов в условиях НКИ (см. рис. 5.1). При этом предполагают, что показатели надежности основных элементов и группы элементов в одинаковых условиях однозначно связаны структурной схемой.
Привлекая при решении задачи (6.7) более полные зависимости, характеризующие процесс опытной отработки, можно определить объемы rid наземных автономных испытаний г-го основного элемента и /гКі) комплексных испытаний т]-й группы основных элементов, а также число пп летных испытаний ЛА. Действительно, в соответствии с результатами, полученными в гл. V, может быть установлена прямая связь между надежностью и числом испытаний, необходимых ДЛЯ ее обеспечения, Т. е. найдены функции Рсі (Псі), Ркі], (Икп) J Р л (^л) •
Определенные таким путем величины Па, пКЦу пл позволяют составить планы отработки каждого агрегата и ЛА в целом с учетом ряда не связанных с обеспечением надежности задач, которые возникают на всех этапах отработки комплекса.
Оптимизация требуемых значений Ра и Рт тесно связана с определением необходимых затрат средств Cci, С,:,, Сл и времени Та, ТК1), Тп для проведения НАИ, НКИ и летной отработки. В общем виде такую задачу формулируют следующим образом: определить такие требуемые значения надежности Ра и Ркп • при которых с минимальными затратами Сіла в заданные сроки Г і л а. гр будет закончена разработка изделия с надежностью не менее Рл. тр. подтверждаемой в условиях летных испытаний.
Таким образом, задачу оптимального распределения требований, предъявляемых к надежности основных элементов и групп основных элементов ЛА на этапах НАИ и НКИ, можно представить в виде
СілаСРсі. рщ, Р„ Тїла) = min;
P],(Pch Ркп-, Сіл А) Т’іЛа) Рл. тр,
т ЇЛА (РС It РKVJ» Ci. HA, Рд. тр) С. НА. тр-
Более полная постановка и решение этой задачи будут рассмотрены в § 6.4, 6.5.
Проанализируем характер поставленных ранее четырех задач. Критериями оптимизации в них выбраны затраты средств, а в качестве ограничений— показатели эффективности и времени, требуемого на разработку и производство тех или иных изделий. Эти задачи имеют ярко выраженную иерархическую структуру: решение более общей задачи накладывает необходимые ограничения для последующей частной задачи. Так, при решении первой задачи находят оптимальное значение Р э надежности ЛА в условиях эксплуатации, которое во второй задаче выступает в качестве ограничения Рэ. тр при оптимизации уровней надежности Рэ г основных элементов Л А. Найденные таким путем величины Р э % используются
п гніде ограничения Рэгтр при определении оптимальных значений надежности на этапах летной отработки Рщ и серийного производства Рг• Наконец, оптимальные значения Рщ позволяют ввести ог — ь
раничения Рл трГїРл{тр, с использованием которого в четвертой 1=1
задаче находят требуемые величины Рщ и РКц.
Заметим, что для каждой последующей задачи выбирают целевые функции, включающие все более конкретные затраты. Так, в первой задаче используют затраты на создание н эксплуатацию системы ЛА, во второй — на создание и эксплуатацию ЛА, в третьей — на создание и эксплуатацию одного основного элемента ЛА, в четвертой — только на разработку ЛА. Суть такого постепенного, последовательного, а не одновременного выбора оптимальных требований, предъявляемых к надежности ЛА, заключается в том, чтобы использовать целевые функции, которые являются критичными (чувствительными) I? изменениям оптимизируемых параметров.
Оптимальные требуемые показатели надежности ЛА и его основных элементов для различных этапов создания п эксплуатации предопределяют и соответствующие оптимальные планы, включающие требуемые объемы испытаний, затраты па них и продолжительность этапов. Так, при решении первой задачи по величине Рэ могут быть найдены средине удельные затраты средств С. па(Рэ ) на создание и эксплуатацию Л А и продолжительность 7па(Рэ) создания изделий. В результате решения второй задачи по оптимальным величинам Рзі могут быть установлены расходы Сі(Р-зі) на создание и эксплуатацию основных элементов, а также продолжительность Ті(Рзі) их создания. В результате решения третьей задачи по оптимальным значениям Рщ, Pi могут быть найдены затраты на разработку Сн(Рщ), средние удельные затраты на производство С2ц(Рі), а также продолжительности периодов разработки Тц(Рщ) и производства Т2і(Рі) каждого основного элемента. По данным, полученным после решения четвертой задачи, можно получить распределение затрат на автономные Сщ(РСг), комплексные СКТі (Рич) и летные СЛ(РЛ) испытания, а также продолжительности этих этапов Tci(Pci), Tm (Рк), Т„(Р„) и количества Пы, пкv пл соответствующих испытаний. Другими словами, в результате решения четвертой задачи может быть найден оптимальный план опытной отработки каждого основного элемента ЛА, включающий требуемые количества испытаний, необходимые вложения средств и продолжительности этапов отработки.